Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, эффективна лишь в том случае, когда ею занимаются специалисты. Именно поэтому ни одну программу организованного отдыха и досуга детей данной категории невозможно реализовать без специально подготовленных вожатых.
Профессии вожатого не учат ни в одном ВУЗе, потому что это скорее призвание, состояние духа. Вожатый всегда рядом с детьми, он – духовный наставник, спутник, формирующий их мировоззрение и характер, он и строгий воспитатель, и родной человек. Вожатый – это и взрослый, и ребенок одновременно. Работа вожатого – это способ саморазвития и самопознания. Он помогает раскрыться и стать искренними с людьми, приобрести навыки и умения, которые станут незаменимыми в дальнейшей жизни.
В период лагерной смены вожатый сопровождает трудных подростков, проходит с ними часть их жизненного пути в качестве спутника или провожатого. Успешно организованное сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая прежде была для него недоступна. При этом создаются условия и оказывается поддержка для перехода от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».
Результатом такой целенаправленной работы вожатого становится новое жизненное качество подростка – адаптивность, т. е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом. Ведь у каждого ребенка есть свой внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ. Задача вожатого – подобрать к нему ключик.
Стать таким вожатым непросто. Но всегда можно научиться. Существующие семинары и курсы не позволяют охватить все стороны многогранной деятельности вожатого, повысить его квалификацию. Они носят эпизодический характер. Для успешной работы с детьми, реагирующими на все изменения в обществе, вожатому необходимо постоянно обновлять свои знания в области воспитательной работы.
Именно для этого и была создана республиканская Школа вожатых - уникальная образовательная среда, в которой проводится специальная подготовка мотивированной, компетентной команды специалистов (педагогов, психологов, вожатых) с приобретением практических навыков жизнедеятельности в условиях палаточного лагеря, углублением педагогических и психологических знаний о работе с детьми группы риска.
В подготовке вожатых участвует ФГБОУ ДПО "Межрегиональный институт повышения квалификации специалистов начального профессионального образования".
Слушатели Школы вожатых представляют собой единый коллектив.
Структура учебного плана, являющегося составной частью программы деятельности Школы вожатых, предполагает какинвариантную часть (обязательную для всех слушателей: теоретические занятия, семинары, практикумы, спецкурсы), так ивариативные компоненты, связанные с будущим профессиональным интересом слушателя, с необходимостью получения им дополнительных знаний и умений, в том числе прикладных (клубные занятия, углубленные спецкурсы по выбору слушателя).
Учебная программа Школы ежегодно совершенствуется на основе опыта, полученного в предыдущих сменах, новых знаний, изучения практики деятельности подобных лагерей в регионах Российской Федерации.
Обучение включает следующие основные блоки:
-составление и реализация программы смены с включением самых полезных тренингов и игр,
-подростковая психология,
-педагогические навыки и их развитие (ораторское мастерство, общение с детьми и т.д.),
-действия в экстремальных ситуациях.
В Школе организуются спортивно-деловые игры, тренинги на знакомство и создание команды, сплочение внутри нее, способы поднятия духа участников команды.
Деятельность Школы направлена на обучение педагогического состава передовым формам и методам воспитания трудных подростков, нацеленным на осознание и принятие детьми потенциала своих личностных ресурсов, развитие у них социально востребованных и приемлемых качеств, т.е. приобретение иного положительного жизненного опыта, на обучение несовершеннолетних навыкам конструктивного взаимодействия с окружающим миром, формирование ассертивности и здорового образа жизни.
Последнее обновление: 10 февраля 2021 г., 13:44